Среда, 02.10.2024, 07:23

Кузнецова Марина Юрьевна

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [32]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Мои файлы

    Практическая работа №5.
    [ Скачать с сервера (40.9 Kb) ] 17.08.2014, 00:55

     

    1. Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.  

    2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal. 

    3. Краткие теоретические сведения. 

    Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

    Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

    • Прост для обучения.
    • Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
    • Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
    • Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
    • Надежность разрабатываемых программ. 

    Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).

    Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

    Основные файлы Турбо Паскаля:

    • Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;
    • urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;
    • Turbo.tp - файл конфигурации системы;
    • Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

    Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

    Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

     

    Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:

    • с помощью "мышки";
    • с помощью клавиши F10;
    • с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

     

    Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

    Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

    Общие горячие клавиши:

    • F1 - выводит окно подсказки;
    • F2 - сохраняет файл активного окна;
    • F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
    • F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
    • F5 - масштабирует диалоговое окно;
    • F6 - переходит к следующему открытому окну;
    • F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
    • F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
    • F9 - компилирование программы в текущем окне;
    • F10 - возвращение в меню.

     

    Команды меню File:

    • Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
    • New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
    • Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
    • Save as - сохранить с новым именем,
    • Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
    • Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
    • Print - печать файла,
    • Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
    • DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
    • Exit - выход и выгрузка из памяти.

     

    Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

    1. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
    2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
    3. раздел описания модулей (uses);
      • раздел описания меток (label);
      • раздел описания констант (const);
      • раздел описания типов данных (type);
      • раздел описания переменных (var);
      • раздел описания процедур и функций;
      • раздел описания операторов.

    Общая структура программы на языке Паскаль:

    Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
    Uses ...; {раздел описания модулей}
    Var ..; {раздел объявления переменных}
    ...
    Begin {начало исполнительной части программы}
    ... {последовательность
    ... операторов}
    End. {конец программы}

    Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

    Program Summa;
    Uses
    Crt;{Подключаем модуль Crt}
    Var
       number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
       number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}
       rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}
         :integer; {указывает тип целых чисел}
    Begin
       ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
       Write ('Введите первое число ');
       {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
       Readln (number1);
       {Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
       Write ('Введите второе число ');
       {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
       Readln (number2);
       {Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
       rezult := number1 + number2;
       {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
       Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);
       {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
       Readln;{Процедура задержки экрана}
    End.

     

     

     

     

    4. Задание 

    Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль. 

    Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

    Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий. Ответьте на вопросы:

    1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?
    2. Что обозначает строка:      number1, number2, rezult : integer; ? 
    3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.
    4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?
    5. Как вы понимаете запись:   readln(number1);  ?
    6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора:   rezult := number1 + number2; ?
    7. Что делает оператор присваивания в этой программе? 

    Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю. 

    Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:

    № п/п

    Параметры прямоугольника

    Длина

    Ширина

    Площадь

    1.

    1

    10

     

    2.

    7

    14

     

    3.

    5

    7

     

    4.

    8

    8

     

    5.

    4

    12

     

     

     

    5. Содержание отчета

    Отчет должен содержать:

    1. Название работы.
    2. Цель работы.
    3. Задание и его решение.
    4. Вывод по работе.

     

    6. Контрольные вопросы 

    1. Что такое среда программирования?
    2. Опишите среду программирования Тurbo Pascal.
    3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?
    4. Какова структура программы на языке Pascal?
    5. Как осуществить запуск программы?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. Литература 

    1. Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.
    2. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.
    3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г. – 246 с.: ил.
    4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г.
    5. Информатика и ИКТ. 10 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.
    6. Информатика и ИКТ. 11 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.
    7. Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г.Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
    8. http//www.informatika.ru;
    9. http//www.student.informatika.ru;
    10. http://mirgeo.ucoz.ru/.
     
     
           
     
     
     

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: pedagog
    Просмотров: 1021 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar