1. Цель работы: освоить порядок проведения корреляционного и регрессионного анализа средствами электронных таблиц.
2. Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер, программа MS Еxcel.
3. Краткие теоретические сведения.
Статистика – наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных.
Функция, которая удовлетворяет требованиям:
- является простой для использования ее в дальнейших вычислениях;
- график этой функции проходит вблизи экспериментальных точек и отклонения этих точек от графика функции минимальны и равномерны,
называется регрессионной моделью.
Получение регрессионной модели происходит в два этапа:
- подбор вида функции;
- вычисление параметров функции.
Чаще всего выбор производится среди следующих функций:
- y=аx+b - линейная функция;
- y=аx2+bx+c -квадратичная функция;
- y=аln(x)+b - логарифмическая функция;
- y=aebx - экспоненциальная функция;
- y=axb -степенная функция.
Во всех этих формулах x – аргумент, y – значение функции, а, b, c – параметры функций.
При выборе одной из функций нужно подобрать параметры так, чтобы Функция располагалась как можно ближе к экспериментальным точкам.
Существует метод наименьших квадратов (МНК). Его суть – искомая функция должна быть построена так, чтобы сумма квадратов отклонений y-координат всех экспериментальных точек от y-координат графика Функции была бы минимальна.
Графики регрессионной модели называются трендами. (английское слово trend переводиться как общее направление или тенденция).
Опишем алгоритм получения с помощью MS Еxcel регрессионных моделей по МНК с построением тренда.
- вводим табличные данные;
- строим точечную диаграмму, где в качестве подписи к оси Ox выбрать текст «линейный тренд» (остальные надписи и легенду можно игнорировать);
- щелкнуть мышью по полю диаграммы; выполнить команду диаграмма – добавить линию тренда;
- в открывшемся окне на закладке «тип» выбрать «линейный тренд»;
- перейти к закладке «параметры» и установит галочки на флажках «показать уравнения на диаграмме» и «поместить на диаграмме величину достоверности аппроксимации R^2» и щелкнуть OK;
- аналогично получаем и другие тренды.
Раздел математической статистики, который исследует такие зависимости, называется корреляционным анализом. корреляционный анализ изучает усредненный закон поведения каждой из величин в зависимости от значений другой величины, а также меру такой зависимости.
Оценку корреляции величин начинают с высказывания гипотезы о возможном характере зависимости между их значениями. чаще всего допускают наличие линейной зависимости. в таком случае мерой корреляционной зависимости является величина, которая называется коэффициентом корреляции. как и прежде, мы не будем писать формулы, по которым он вычисляется; их написать нетрудно, гораздо труднее понять, почему они именно такие. На данном этапе вам достаточно знать следующее:
- коэффициент корреляции (обычно обозначаемый греческой буквой r) есть число, заключенное в диапазоне от -1 до +1;
- если это число по модулю близко к 1, то имеет место сильная корреляция, если к 0, то слабая;
- близость r к +1 означает, что возрастанию одного набора значений соответствует возрастание другого набора, близость к -1 означает обратное;
- значение r легко найти с помощью Excel (встроенные статистические функции).
В Еxcel функция вычисления коэффициента корреляции называется Коррел и входит в группу статистических функций.
4. Задание
Постройте регрессионную модель зависимости объема продаж от численности населения по данным таблицы.
Выполните расчеты корреляционной зависимости между объемом продаж в каждом отделении сети магазинов фасонной одежды и численностью населения, проживающего в радиусе 30-минутной езды от каждого из отделений.
Отделение магазина
|
Объём продаж, тыс. руб.
|
Численность населения
|
1
|
24
|
287
|
2
|
15
|
161
|
3
|
18
|
75
|
4
|
22
|
191
|
5
|
43
|
450
|
6
|
35
|
323
|
7
|
32
|
256
|
8
|
25
|
312
|
9
|
19
|
142
|
10
|
23
|
210
|
Исходные данные и результаты расчетов сохраните в Файл ПР16.хls.
5. Содержание отчета
Отчет должен содержать:
- Название работы.
- Цель работы.
- Задание и его решение.
- Вывод по работе.
6. Контрольные вопросы
- В чем сущность и назначение регрессионного анализа?
- В чем сущность и назначение корреляционного анализа?
- Укажите порядок проведения корреляционного анализа средствами электронных таблиц.
- Что такое тренд?
- Как построить линию тренда?
7. Литература
- Информатика и ИКТ: учебник для начального и среднего профессионального образования. Цветкова Н.С., Великович Л.С. – Академия, 2011 г.
- Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, под ред. М.С. Цветковой, Академия, 2012г.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г. – 246 с.: ил.
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 кл. / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 4 изд., испр. – М. – Бином. Лаборатория знаний, 2008г.
- Информатика и ИКТ. 10 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.
- Информатика и ИКТ. 11 кл. Базовый уровень под ред. Н.В.Макаровой – Спб – Лидер, 2010г.
- Энциклопедия школьной информатики / под ред. И.Г.Семакина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.
- http//www.informatika.ru;
- http//www.student.informatika.ru;
- http://mirgeo.ucoz.ru/.
|
|